Abs антиблокировочная система тормозов

 

В этой статье мы постараемся доступно рассказать, что такое ABS (Antilock Brake System) в автомобиле, как она работает и чем полезна. Система ABS – это электрогидравлическая система активной безопасности, позволяющая сохранить управляемость и устойчивость автомобиля при торможении.

Историческая справка

20-е годы

К 20-м годам XX века относится начало первых работ по разработке подобных систем, однако в то время они велись лишь в области авиастроения. Тем не менее, необходимость оснащения подобной техникой легковых автомобилей являлась насущной проблемой. Дело в том, что машины комплектовались механическими тормозными механизмами с приводом тросового типа. Это вынуждало сильно давить на педаль и автоматически вызывало блокировку колес. Проблему блокировки колес не смогло решить и внедрение гидравлических тормозов с вакуумным усилителем.

1936 год

Именно в 1936 году немецкий концерн Bosch смог запатентовать технологию ABS. Тем не менее, на пути реализации встала цифровая электроника, а точнее ее отсутствие.

60-70-е годы

Только в это десятилетие удалось разработать полупроводниковые технологии, которые были в состоянии за секунду многократно успевать реагировать на блокировку. В 1971 году технология была реализована инженерами General Motors, но ее эффективность оказалась недостаточной.

Фото: Блок ABS на BMW E39

Однако в 1970 году победу отпраздновали немцы – первая работоспособная ABS была представлена концерном Daimler-Benz, разработанная под руководством инженера Гейнца Либера. Но надежность электроники была недостаточной, вследствие чего было решено скооперироваться с работниками компании Bosch, которые продолжали исследования в этой области.

Такое объединение привело к созданию действительно качественной системы АБС, которой начали комплектоваться представительские модели (опционально), а в 1978 году ABS начала ставиться на BMW 7-Series и Mercedes Benz S-class W116 в базовой комплектации.

Наше время

На данный момент все автомобили, которые продаются в Европе, обязательно комплектуются антиблокировочной системой. Закон об этом был принят в 2004 году.

Антиблокировочная система тормозов

Как можно догадаться из названия, антиблокировочная система не позволяет блокироваться колесам автомобиля при торможении.

В простейшем случае система состоит из датчиков, снимающих скорость вращения каждого из колес и блока управления. При этом скорости вращения колес сравниваются, и если одно из колес вращается медленнее других (признак блокировки), то тормозное усилие на это колесо уменьшается. Колесо не блокируется. Система АБС проверяет колеса по несколько десятков раз в секунду, что позволяет сохранять для всех колес одинаковую скорость вращения.

Очевидно, что при использовании АБС в случае торможения в пол тормозной путь автомобиля уменьшается, и, что не менее важно, автомобиль сохраняет управляемость.

Поколения антиблокировочной  системы

Контрольная лампа неисправности АБС

Чтобы создать систему ABS, потребовалось 14 лет усилий огромного числа инженеров. ABS выпускается с 1978 года, ее создатель – фирма Bosch.

Первое поколение системы (1970 год) получило название ABS-1. Данное электромеханическое изделие не отличалось надежностью и долговечностью из-за тысячи аналоговых компонентов, которые использовались в ЭБУ. Хотя главная функция ABS и выполнялась, но изделие для массового производства не подходило.

Второе поколение (1978 год). ABS-2 фирмы Bosch впервые начала устанавливаться как опция в автомобилях Mercedes-Benz S-класса, а спустя некоторое время и в лимузинах BMW 7-й серии. Количество компонентов уменьшилось до 140, а масса гидравлического блока составила 6,3 кг.

В последующих поколениях ABS инженеры Bosch сделали ставку на усовершенствование системы и уменьшение ее габаритов. Так, в 1980 году вышла ABS-2E, в которой масса гидравлического блока составила уже 4,9 кг, а количество компонентов уменьшилось до 40. В 1995 году появилась ABS 5.3 с массой гидравлического блока 2,6 кг и 25 компонентами. В 2003 году выходит ABS 8, в которой 16 компонентов, а масса гидравлического блока снизилась до 1,6 кг. С 2010 года Bosch выпускает 9 поколение системы ABS, которую отличают компактные габариты и гидравлический блок массой всего 1,1 кг.

Принцип работы системы

Схема системы АБС

Антиблокировочная система тормозов выполняет свою работу циклически, при этом каждый цикл состоит из трех фаз:

  1. Увеличение давления (водителем). Торможение происходит в нормальном режиме, давление в системе повышается за счет нажатия водителем на педаль тормоза. Впускные клапана гидроблока открыты, выпускные закрыты. Если скорость вращения колеса слишком интенсивно замедляется и превышает определенное значение, то блок управления ABS переводит впускной клапан в положение «закрыто», выпускной также закрыт. Система переходит в следующую фазу.
  2. Удержание давления. На данном этапе система АБС как бы “отрезает” главный тормозной цилиндр от процесса торможения, и в контуре “гидравлический блок – рабочий тормозной цилиндр колеса” поддерживается постоянное давление. Даже если водитель начнет нажимать на педаль тормоза дальше, давление увеличиваться не будет. В этом режиме торможение происходит при максимальной тормозной силе, то есть наиболее эффективно. Блок управления продолжает контролировать скорость вращения колес, и если она уменьшится ниже допустимого порога, то есть возникнет угроза блокировки колес, поступит команда на открытие выпускного клапана и сброс давления.
  3. Сброс давления. В этой фазе открывается выпускной клапан, и давление резко понижается. Сначала жидкость попадает в гидроаккумулятор, далее откачивается насосом обратно в ГТЦ. Впускной клапан продолжает находиться в закрытом положении. После того, как скорость замедления колес вернется к допустимым значениям, выпускной клапан закрывается. Открывается впускной клапан, и цикл начинается с начала.

Существует довольно распространенное заблуждение, что ABS самостоятельно повышает давление в тормозной системе. На самом деле это не так, если речь идет о системе АБС в ее чистом виде (без ESP). Давление в ней повышается исключительно за счет действий водителя.

Данный цикл работы антиблокировочной тормозной системы автомобиля воспроизводится, пока не завершится торможение, и может повторяться около 6 раз в секунду. Отметим, что срабатывание ABS происходит при экстренном (резком) торможении. Отключить систему АБС нельзя без вмешательств в конструкцию автомобиля, так как приостановка ее работы может привести к трагическим последствиям (потому не предусмотрена автопроизводителями).

Отметим, что ABS интегрируется в штатную тормозную систему автомашины, не изменяя ее конструктивно. Если антиблокировочная тормозная система автомобиля неисправна, на панели приборов загорится соответствующий индикатор (контрольная лампа).

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://ru.carshistory.org/tehnologii/antiblokirovochnaya-sistema-tormozov-abs-abs.html
  • https://pddmaster.ru/avtomobili/sistemy-bezopasnosti-avtomobilya-chast-4-antiblokirovochnaya-sistema-tormozov-abs.html
  • https://techautoport.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/sistema-abs.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий