История создания гибдд в россии

 

История госавтоинспекции России. История ГАИ России. История ГИБДД России. История создания и развития организации дорожного движения в мире и в России

ГАИ СССР — славные годы большой работы

«Личный состав был очень сплоченный, дружный, все были преданы службе, в общем, патриоты. Зарплата в то время у госавтоинспектора была 90 рублей, самая низкая из всех гражданских специальностей. Но все были честны перед своей совестью и товарищами, и мы беззаветно трудились, не вылезая из командировок. Смело могу сказать, что наш коллектив был коллективом профессионалов». (Рассказ ветерана ГАИ М.И. Малыгина)

60-е годы стали временем больших перемен и мощного структурного строительства государства. В январe1960 годабыло упразднено МВД СССР. Его функции переданы МВД союзных республик. Начальником отдела Госавтоинспекции Управления милиции МВД (МООП) РСФСР назначен полковник милиции А.М. Кормилицын. В1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР и надолжность начальника Управления былназначен генерал-лейтенант милиции В.В. Лукьянов. В 1968 годуМинистерство охраны общественного порядка СССР переименовано в Министерство внутренних дел СССР.

Это десятилетие стало временем масштабного и системного развития Госавтоинспекции. МВД СССР утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР». а также первые единые по СССР «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», где впервые в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. Было создано «Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР», впервые охватившее все стороны деятельности ГАИ.

Были введены единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта. На всей территории СССР отныне действуют единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров; методы учета дорожно-транспортных происшествий; порядок присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта

1 июля 1963 года был введен в действие новый ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», а также стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении.

Для выполнения Постановления Совета Министров РСФСР № 213 «О мерах по усилению борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте»в отделе оперативной техники и связи Научно-исследовательского института милиции (НИИМ) МВД РСФСР и в составе Научно-исследовательского института милиции при МООП РСФСР были организованы отделы проблем безопасности движения.

В этот период ГАИ также удалось создать работающую схему социального контроля в области безопасности дорожного движения. Например, при оценке работы автотранспортных предприятий и организаций учитывалось наличие автомобильных аварий и иных дорожно-транспортных происшествий, допущенных по вине работников этих предприятий и организаций. В союзных и автономных республиках, краях и областях создаются комиссии по безопасности дорожного движения. Была также значительно усилена административная ответственность за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами. Знаковым актом усиления требований безопасности стало запрещение езды на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.

Со вт. пол. 60-х бурно развивалась отрасль обеспечения городов, рабочих поселков и других населенных пунктов базовыми техническими средствами регулирования уличного движения. 7 октября — 8 ноября 1968 года в Вене состоялась конференция ООН по дорожному движению, на которой были приняты международные конвенции о дорожном движении и дорожных знаках и сигналах. В работе конференции участвовали делегации СССР, Белорусской и Украинской ССР.

В 1969 году были разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, которые стали непосредственными предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

1970-1988

История Автоинспекции

Каждый из нас неоднократно видел и даже лично общался на дорогах с сотрудниками МПС, иногда одетыми в яркие светоотражающие жилеты, испытывая при этом смешанное чувство. Наверняка, все согласятся, что эти, такие разные, люди вносят определённую и несомненно важную роль по управлению Дорожным движением и сохранению в нём порядка. Часто мы слышим о различных нововведения и изменениях в работе Госавтоинспекции или ГИБДД (допустимы оба варианта). А вот какова история создания, формирования и развития данных служб, отвечающих за порядок на наших дорогах? И каковы перспективы их развития? Именно об этом и пойдёт речь в данной статье.

Как только люди сформулировали первые Правила Дорожного Движения, возникла необходимость в службах, контролирующих их соблюдение. В 50-х годах до нашей эры император Гай Юлий Цезарь создал первую службу надзора за соблюдением принятых им правил, в которую набирали в основном вольноотпущенных пожарных. Основной задачей названных регулировщиками служащих было недопущение конфликтов между владельцами транспортных средств.

Император Петр I уделял большое внимание безопасности дорожного движения и в 1718 году в Санкт-Петербурге учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В 1883 году была издана «Инструкция городовым Московской полиции», которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

В 1900-х годах с принятием первых законов по регулированию движения автомобильного транспорта были организованы службы, выдающие номерные знаки и проводящие обязательный осмотр транспорта. Тогда же были введены экзамены по вождению и разрешения на управление автомобилем. В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости (жезлы) для подачи сигналов водителям.

В 1918 году была организована рабочая милиция, а чуть позже к ней присоединились общественные организации (дружинники), обеспечивающие в том числе и надзор за порядком дорожного движения.

В 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», возложивший контроль за соблюдением ПДД на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, а милиция и прочие власти обязаны были оказывать любое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия.

В 1921 и 1922 году были выпущены Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции №225, обязывающий её сотрудников учиться русскому языку, арифметике, политграмоте и обязательно — регулированию уличного движения, а также «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». В 1923 и 1924 годах были приняты инструкции для участковых и волостных милиционеров, на которых возлагались и обязанности по контролю дорог и дорожного движения.

В 1925 году Президиум Моссовета создал в составе своего коммунального хозяйства отдел по регулированию уличного движения. В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура — ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом. В ноябре 1934 года при ЦУДОРТРАНСе организовали Государственную автомобильную инспекцию, имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях, областях и районах, которая в марте 1936 года была включена в состав Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

Датой рождения ГАИ считается 3 июля 1936 года, когда Союз народных комиссаров утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». На тот момент в нее входило всего 7 отделений с общим штатом 57 сотрудников.

В годы Великой Отечественной Войны многие сотрудники ГАИ приняли участие в боевых действиях, а оставшиеся проводили мобилизацию транспорта и готовили водителей для нужд армии, строили военные и прочие сооружения, организовывали эвакуацию жителей блокадного Ленинграда по Дороге Жизни.

В послевоенные годы ГАИ продолжила работу по обеспечению безопасности дорожного движения и в 1956 году ей были переданы полномочия по лишению прав водителей, управлявших транспортными средствами в нетрезвом виде, и запрещению управления транспортными средствами не имеющим водительских удостоверений лицам.

Для научного подхода к вопросам организации дорожного движения в 1954 году в Научно-исследовательском институте криминалистики (НИИК) МВД СССР создали отдел безопасности движения.

В 70е годы служба ГАИ активно развивалась, было принято Положение о ГАИ и Наставление по службе ГАИ, впервые полностью охватившее деятельность инспекции. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, начато применение радиолокационных измерителей скорости, вертолетов и патрульно-санитарных автомобилей, стереосъемки мест ДТП и диагностических станций для проведения гостехосмотра.

В 1969 году были внедрены типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, ставшие основой для разработки современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

С 1976 года в г. Орле начали вести подготовку работников дорожно-патрульной службы в открытой средней специальной школе милиции МВД СССР, действующей сейчас как Высшая школа МВД РФ.

В 1988 году начали разрабатывать и внедрять различные аппаратные средства для контроля за движением на дорогах и экзаменационной работы в ГАИ, создавать единую информационно-поисковую систему учёта транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений ПДД, ДТП и т.п.

В 1994 году Российская Федерация присоединилась к «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».

В 1998 году указом Президента РФ Бориса Ельцина Государственная автоинспекция (ГАИ) была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД), но в 2002 году Президент РФ Владимир Путин допустил два наименования - ГИБДД и Госавтоинспекция.

В переходный для страны период 90го-2000го годов ГАИ продолжила свою работу невзирая на кризисную и криминогенную обстановку, начала разработку и внедрение новых автоматизированных систем для улучшения деятельности. В эти годы было выработано понимание приоритетной функции ГАИ — контроль за безопасностью дорожного движения, обеспечение общественного дорожного порядка и борьба с преступностью на дорогах, в результате чего с нее были сняты организационно-хозяйственные функции, а статус поднят до уровня министерств и ведомств.

Начиная с 2001 года ГИБДД активно работает над внедрением различных комплексов автоматизации деятельности в области БДД, в том числе в 2005 году уникальной для всего мира федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД, позволяющей обмениваться информацией ГАИ и МВД на всех уровнях; проводит регулярные и масштабные акции пропаганды безопасности дорожного движения, проводит и принимает участие в международных конференциях по борьбе за безопасность дорожного движения.

Мы не сомневаемся, что Государственная Автоинспекция и далее будет вести активную борьбу за безопасность на дорогах, за то, чтобы и автомобилисты и пешеходы могли чувствовать себя на них спокойно и уверенно, что с развитием технологий будут внедряться новые "передовые" методы борьбы с нарушителями. Мы желаем ей успехов и, со своей стороны, приложим максимум усилий, чтобы помочь в этом важном деле.

История правил дорожного движения в России

Фото 2

История российских ПДД началась при Иване III (XV век), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволяющие быстро преодолевать большие расстояния.

Император Петр I (годы правления - 1682-1725) издал в 1683 году указ, запрещающий быструю езду по Москве, езду без возниц и на невзнузданных лошадях, а также запрещающий кучерам бить прохожих хлыстами, ввел правила разъезда с правой стороны. В 1718 году в Санкт-Петербурге Петр Великий учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В 1730 году императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима — любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.

С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии.

В 1883 году была издана «Инструкция городовым Московской полиции», которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

Появление первых автомобилей в XIX веке значительно увеличило необходимость в качественной организации дорожного движения. Уже в 1896 году в России был принят документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей», а в 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

Автомобиль должен был быть зарегистрирован, оснащен номерными знаками спереди и сзади и исправен, что подтверждалось ежегодным обязательным осмотром специальной комиссией. Интересно, что выдавались номерные знаки, имеющие разные размеры в разных городах и называемые «жестянками», в то время на один год, подтверждая оплату водителем ежегодного транспортного налога. Старые номера можно было оставить себе, и многие украшали ими помещения. Запрещалось ездить с открытым глушителем или без такового. За неисправность выхлопной системы полагался штраф.

Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык, соответствующий требованиям по состоянию здоровья, сдавший специальный экзамен по вождению и имеющий разрешение на управление. Здесь можно обратить внимание на то, что уже с 1900-х годов существовали специальные учебные заведения, где велась подготовка будущих водителей. Передача прав третьим лицам, не имеющим специальной подготовки, и оставление автомобиля на улице без присмотра были запрещены.

При проезде железнодорожных переездов водитель был обязан подать звуковой сигнал о своем приближении, а при проезде перекрестков, если его приближение будет пугать лошадей, сбросить скорость и в случае надобности остановиться. При остановке экипажи полагалось ставить вдоль тротуара в один ряд по направлению движения, не загораживая проезд. При встречном разъезде экипажи держались правой стороны, а обгоняли по левой, был разрешен выезд на встречную полосу, но езда по ней в течение долгого времени запрещена. Ограничивалась максимально разрешенная скорость езды — по Москве 20 верст в час для легковых автомобилей (1 верста соответствует 1066,8 м), 12 верст для автомобилей весом более 350 пудов и ночью — 10 верст в час, по Санкт-Петербургу — 15 верст, в Киеве — 10 верст в час по оживленным улицам и 20 по всем остальным. Регулировался и вес машин, особенно в весенний период — 300 пудов. Трасса могла и закрыться на просушку, о чем вывешивались соответствующие объявления.

Нарушителей правил наказывали в зависимости от степени вины и повторности нарушения- штрафом до 100 рублей или арестом на две недели. За агрессивную езду, нахождение за рулем в пьяном виде и перегораживание дорог можно было лишиться прав на управление автомобилем.

Известно, что уже тогда существовали платные дороги — на шоссе, где располагались заставы, экипажи должны были оплатить специальные сборы.

В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для подачи сигналов водителям. При поднятии жезла вверх все — и автомобилисты, и велосипедисты и вагоновожатые в трамваях должны были немедленно остановиться и продолжить движение только после того, как он будет опущен. Спустя некоторое время трость получила известную нам сегодня полосатую окраску.

В 1911 году в России начали устанавливать знаки, принятые первой международной Конвенцией в Париже в 1909 году, установившей международные правила дорожного движения. Первыми знаками были - «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

Первым советским документом, связанным с безопасностью дорожного движения, была «Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и ее окрестностям», утвержденная Моссоветом 31 июля 1918 года. Следом за ней в 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», установивший ограничение скорости для легковых автомобилей 25 верст в час, а для грузовых — 15 верст в час, при перемещении ночью — 10 верст в час. Здесь же были определены требования к состоянию автомобилей, их регистрации, номерным знакам, наличию у водителей документов — прав, удостоверения личности, путевых листов и требованиям к их оформлению, определялся круг лиц, отвечающих за нарушение ПДД. Контроль возлагался на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, а милиция и прочие власти обязаны были оказывать любое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия. В этом же документе были запрещены обгон на узком месте и срезание углов, было утверждено правостороннее движение.

В 1921 и 1922 году были выпущены Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции №225, обязывающий её сотрудников учиться русскому языку, арифметике, политграмоте и обязательно — регулированию уличного движения, а также «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». Жезлы в то время были красного цвета с желтой рукоятью и имели длину около 11 вершков (48,9 см). В 1923 и 1924 годах были приняты инструкции для участковых и волостных милиционеров, на которых возлагались и обязанности по контролю дорог и дорожного движения. Тогда же в Москве появились первые светофоры, например на Страстной (ныне Пушкинской) площади были установлены два семафора с поворачивающими крыльями, которыми регулировщик управлял вручную, поворачивая крылья вокруг оси на 90 градусов. В 30-х годах устанавливались светофоры с циферблатами наподобие часов, поделенными на красные и зеленые сектора. В дальнейшем ввиду плохой различимости стрелки эти конструкции были заменены более привычными нам. Первые такие семафоры (мачтовый и висячий) установили в 1932 году в Москве на пересечении Кузнецкого моста с улицами Неглинной и Петровкой.

С ростом количества транспорта увеличивалось и применение дорожных знаков и дорожной разметки. В 1926 году Международная система дорожных знаков пополнилась еще двумя - «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В СССР в 1926 году впервые разработали и ввели в действие ТУ на дорожные сигнальные знаки.

В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура — ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.

В 1931 году в Женеве при участии представителей Советского Союза прошла международная конференция, на которой приняли единую европейскую систему дорожных знаков, основанную преимущественно на символах. Было разработано и утверждено 26 знаков, классифицированных по трем группам — указательные, предупреждающие и предписывающие.

До принятия в 1940 году единых для всего союза Правил Дорожного Движения каждый регион и город разрабатывал и утверждал свои ПДД, теперь они создавались на базе общих. В 1957 году были выпущены новые типовые ПДД, из которых были исключены многие неоправданные ограничения. На основе этого документа в 1957-1959 году разрабатывались и вводились республиканские правила.

Важно отметить, что даже в годы Великой Отечественной Войны работы в направлении безопасности дорожного движения не прекращались, например в 1944 году в Москве приняли новые ПДД, повысившие требования к водителям и пешеходам, а 30 марта 1945 года появились акты, регламентирующие требования к внешнему виду автомобилей в г. Москва.

В 60-е годы проводилась работа по стандартизации для всей территории страны бланков водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта, принятию единых правил регистрации и учёта транспорта, проведения технических осмотров и методов учёта ДТП.

Важным шагом в мировой безопасности дорожного движения стало принятие «Конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» на международной конференции в Женеве в 1949 году, на основе которых все страны разрабатывают свои ПДД. В 1959 году к ним присоединился и Советский Союз, выпустив на их базе в 1961 году единые «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», пересмотренные и переутверженные в 1965 году. До принятия 1 января 1973 года ГОСТ 10807-71 у нас действовала утвержденная протоколом система дорожных знаков.

В 1963 году Советом Министров РСФСР были введены номерные знаки для тракторов, самоходных шасси и тракторных прицепов, повысившее ответственность трактористов-машинистов за соблюдение правил дорожного движения и состояние техники.

В 1967 году было запрещено ездить на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.

Начиная с 1968 года в рамках борьбы за понижения количества ДТП было введено повсеместное изучение ПДД в общеобразовательных школах и профтехучилищах, с 1971 года такие занятия начали проводить в старших группах дошкольных учреждений, а в дальнейшем в рамках борьбы за БДД и снижение травматизма среди детей в повсеместную практику вошли различные слеты, совещания и семинары для юных участников дорожного движения. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, введена в Москве первая ЭВМ для регулирования движения одновременно на семи перекрестках.

Самым важным событием в истории ПДД стало принятие участниками конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 года в Вене «Конвенции о дорожном движении», подписанной представителями 68 стран мира, в том числе СССР. Данный документ действует и в настоящее время, хоть и претерпел некоторые изменения и дополнения. В соответствии с конвенцией в 1973 году в СССР были выпущены новые ПДД. Конечно, со временем, с ростом количества и появлением новых моделей транспорта, с принятием Комиссией Совета экономической взаимопомощи по сотрудничеству в области транспорта и Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН новых рекомендаций в Правила вносились изменения — в 1975, 1976, 1979 годах, в связи с появлением новых ГОСТов 1 июня 1980 года была принята новая редакция с изменениями 1984 года, которую впоследствии сменили Правила 1987 года. Эти документы изменили раздел дорожных знаков, требования к техническому состоянию эксплуатируемых транспортных средств, порядок использования проезжей части, поведения водителей при ДТП, применение противотуманных фар, ввели ограничение скорости движения в городах - 60 км/ч, а на дорогах страны - 90 км/ч для легковых автомобилей и 70 км/ч для грузовых автомобилей, ввели предписание об обязательном применении ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями, регламентировали порядок движения транспорта со специальными световыми и звуковыми сигналами.

В 1994 году Российская Федерация присоединилась к «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».

В переходный для страны период 90го-2000го годов работа над безопасностью дорожного движения также велась высокими темпами. Были изменены порядок регистрации транспортных средств и приема экзаменов, в том числе сдача практической части экзамена в два этапа — площадка и город, введены новые паспорта транспортных средств, свидетельства об их регистрации и номерные знаки, новые водительские удостоверения.

В 2003 году в России впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Серьезным шагом в борьбе с нарушениями ПДД стало принятие в России в 2008 году положений, позволяющих применять средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, для привлечения владельцев транспортных средств к ответственности и создание центров обработки данных фотовидеофиксации нарушений (ЦАФАП).

Последние десять лет работа по совершенствованию правил дорожного движения идет огромным темпами: принято более двухсот нормативных правовых актов, ужесточается наказание за нарушения ПДД, связанные с состояниями алкогольного и наркотического опьянения, совершенствуют процесс приема экзаменов на право пользования транспортом.

2.1. Первые водительские документы в Российской империи

Итак, оставим извечный спор Франции и Германии кто первый, в том числе и у кого из них раньше был выдан документ «о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Останемся в России. В 1895 году в Санкт-Петербурге появляются два велосипеда, оснащённых бензиновыми моторами, созданные Даймлером и Майбахом. Первый прообраз современного мотоцикла. А вот можно ли было ездить на этих «чудовищах» по улицам столицы Российской империи никто не знал. Исключительно из любопытства, «в виде опыта» градоначальник Санкт-Петербурга генерал-лейтенант Виктор Вильгельмович фон Валь выдал разрешение владельцам моторных велосипедов ездить по городу. Получается, что первое такое разрешение в России совмещало в себе современные свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение. И как просто было сдать экзамен по ПДД – достаточно было ни с кем не столкнувшись и ничего не задев проехать на своём транспортном средстве перед градоначальником.

Автомобильный транспорт в то время развивался не менее быстро, чем сейчас, поэтому 11 сентября 1896 года министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков подписал постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства Путей сообщения в самодвижущихся экипажах». 25 июня 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». В 1911 году вступают в силу правила «О безопасности движения по улицам», которые определяли отношения не только между участниками движения, но и полицейскими, которые это движение контролировали. Были установлены очень жёсткие наказания за нарушения правил дорожного движения. Штрафы достигали 100 рублей (по тем временам это была очень большая сумма), второе нарушение могло повлечь за собой арест на две – три недели.

В 1914 году было принято «Обязательное постановление об испытании и регистрации шоферов при Городской Управе». Создавалась комиссия, состоящая из техников, назначаемых Городской управой, и представителей общественных автомобильных организаций. Комиссия и проводила испытания кандидатов в водители. Испытания проводились 4 раза в месяц. Кандидат в устной беседе должен был показать дословное знание правил движения в городе, после чего проверялись его практические навыки вождения. Перед поездкой нужно было суметь запустить, а после поездки остановить двигатель (что, кстати, вполне логично). Кандидат в водители должен был разъехаться с встречным транспортом, обогнать его, проехать в узком месте, развернуться, применить тормоза и задний ход. В заключение проводилась поездка по оживленным улицам города. По результатам испытаний, если они прошли успешно, выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля.

2.2. Экзамены по ПДД в молодой Советской Республике

В Советской России уже в 1923 году Совет народных комиссаров утвердил «Свидетельство на право управления экипажем». Документ выдавался городской администрацией. Единого стандарта не было, и в каждом городе свидетельства имели различную форму. Более того, свидетельства, выданные, например, в Киеве, были не действительны в Москве или Петрограде. В каждом городе были собственные испытания. Представьте, как Вы приезжаете на своём автомобиле из Петрограда в Москву и... Оставалось только оставлять автомобиль на какой-нибудь стоянке и идти получать местное свидетельство. Или иметь при себе какой-нибудь самый «решительный» или «разрешающий» документ.

2.3. Создание ГАИ. Первые стандарты приёма экзаменов по ПДД

И только в 1936 году, после создания в составе НКВД Государственной автомобильной инспекции, была разработана единая форма «удостоверения шофёра». Отделом ГАИ НКВД были подготовлены первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР». В состав ГАИ была включена квалификационная комиссия, которая занималась организацией экзаменационной работы, выдачей удостоверений, контролем подготовки шофёров. Экзамены по правилам дорожного движения сдавались только устно. Сотрудник квалификационной комиссии задавал кандидату вопросы по ПДД, на которые кандидат и должен был ответить. Желательно правильно. Только тогда он допускался к практическому вождению автомобиля или мотоцикла.

2.4. Применение международных стандартов ПДД в Советском Союзе. Первые экзаменационные билеты ПДД

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. В 60-х годах в стране разрабатываются единые Правила дорожного движения, стандартизируются дорожные знаки и разметка, появляется международное водительское удостоверение. В 1968 году СССР присоединяется к международной Венской конвенции о дорожном движении (в 1971 году конвенция была дополнена в Женеве). С 70-х годов вводятся пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.

В это время экзамен по ПДД принимает привычный для нас вид ответов на вопросы экзаменационных билетов. Экзаменационный билет содержал 10 вопросов. К каждому вопросу прилагалось несколько вариантов ответов, один из которых правильный. Кандидат должен был ответить на все вопросы билета. Ответы вписывались от руки в экзаменационный лист, отпечатанный в типографии или на печатной машинке. Инспектор ГАИ проверял правильность ответов кандидата, сверяя их со специальной таблицей, и лично выставлял оценку.

Даже в наше время современных технологий и повсеместного применения компьютеров, когда многие уже забывают, как держать в руке авторучку, такая методика применяется во многих подразделениях ГИБДД. Конечно, при этом используются экзаменационные билеты ПДД соответствующие действующим правилам, но всё равно, напечатанные на бумаге.

2.5. Механизация и автоматизация сдачи экзамена по ПДД

Идея автоматизировать процессы сдачи экзамена появилась ещё в 70-х годах. По заказам ГАИ в некоторых регионах на мощных оборонных предприятиях разрабатывались специализированные электронно-механические приборы, позволяющие механизировать процесс экзамена. Наиболее известные и широко распространённые в то время были универсальные экзаменационные комплексы «Вятка-5» и «Вятка-20».

С массовым появлением в нашей стране в 90-х годах персональных компьютеров, появились компьютерные системы, помогающие инспекторам ГАИ-ГИБДД автоматизировать сдачу теоретического экзамена по ПДД.
Фото 2

Госавтоинспекция на трудных послевоенных дорогах

«Все работники, включая и начальника, пользовались в работе только мотоциклами. Дороги в области были одна хуже другой и на дорогу длиной в 60 км приходилось тратить почти сутки…пользовались тогда обыкновенными свистками и жезлами. Три первых светофора появились в 1950 году. Но переключать их приходилось вручную.» (Из воспоминаний лейтенанта А.В. Чурикова, первого командира взвода ОРУД Калужской обл.)

В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. При этом не только был восстановлен довоенный круг деятельности и уровень работы Госавтоинспекции, но были заложены передовые для своего времени правовые основы безопасности жизнедеятельности советского общества. ГАИ в связке со службой ОРУД обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР, создает «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ». Учреждена Комиссия общественного контроля за техническим состоянием автомобилей,в автотрестах и крупных автохозяйствах введены должности старших инженеров и инженеров по безопасности движения автотранспорта и мн. др. Был также разработан Устав патрульно-постовой службы, актуальный до настоящего времени.

В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности движения.

В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений.

В этом же году начальником отдела Госавтоинспекции Главного управления милиции МВД СССР назначен полковник милиции А.М. Кормилицын.

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

1960-1970

От ГАИ к ГИБДД – госавтоинспекция в годы перестройки

Фото 4

«В современной достаточно криминогенной обстановке работа сотрудников ДПС стала действительно опасной. Опасности подстерегают не только горах Северного Кавказа, на блокпостах, на трассах, где внезапное появление противника может привести к боевым действиям…Опасности могут подстерегать и на привычных улицах родного города. Начиная с 1988 года сотрудниками контрольно-профилактического отдела УГИБДД УВД Ивановской области были разработаны предложения по обеспечению мер личной безопасности сотрудников…памятки о применении оружия, физической силы и специальных средств. И тем не менее… Что может быть трагичней, чем гибель товарища на боевом посту?». (Из высказываний инспекторов ГАИ, Заволжский РОВД Ивановской области).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. Таким образом начался процесс разделения союзных и российских структур ГАИ. Начальником ГУ ГАИ МВД СССР был назначен Б.А.Коряковцев, а начальником Управления ГАИ МВД РСФСР назначен Э.М.Ваулин.

В 1990 году rризисные социальные явления приводят к окращению профилактики ДТП, и к сокращению служб безопасноcти движения. Осложнение обстановки с безопасностью дорожного движения вызвает рост аварийности, происходит рост числа преступлений, направленных против участников дорожного движения. Начинается криминальная «война на дорогах», происходит массовая гибель сотрудников автоинспекции при несении службы.

ГАИ работает в условиях распада существовавшей в СССР государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Совещание начальников ГАИ регионов выявляет неизбежность перехода на новые методы управления. Начинается выработка новой стратегии работы ГАИ, выработка новой нормативной базы. Приоритетная функция ГАИ отныне – госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. А также обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью. В течении последующих лет с Госавтоинспекции были сняты устаревшие организационно-хозяйственные функции и ГАИ утвердилось в своем современном правовом статусе.

10 апреля 1990 года был опубликован приказ МВД России № 49 «О мерах по обеспечению безопасност дорожного движения». Выходит ряд указаний изменивших практику деятельности Госавтоинспекции – порядок приема экзаменов, регистрации транспортных средств. Также был начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России. Для более успешной борьбы с валом хищений автотранспорта была внедрена новая автоматизированная информационно-поисковая система — АИПС «Розыск».

Руководство Госавтоинспекции и ВНИЦ по безопасности дорожного движения разрабатывают Концепцию первоочередных мер по обеспечению безопасности дорожного движения на 1991-1992 и до 2000 года. Проводится успешная работа по снижению темпа роста аварийности на дорогах.

Личный состав ГАИ начинает работу в районах межнациональных конфликтов Нагорного Карабаха, Азербайджана. Инспектора выполненяют профессиональные задачи и задачи по охране правопорядка, также занимаются ликвидацией последствий массовых беспорядков. ГАИ приобретает опыт действий в боевых условиях. 25 октября 1994 года выходит Приказ МВД России № 470 «О создании Батальона особого назначения при ГУГАИ России» для обеспечения порядка и общественной безопасности всфере дорожного движения при проведении межрегиональных операций и крупных общественно-политических мероприятий. Батальон участвовал в спецоперации по Северо-Кавказскому региону, личный состав имеет десятки боевых наград. Батальон приобрел высокий авторитет подразделения — представителя федеральной власти.

Госавтоинспекция выполняет неотложные задачипо охране государственной границы РФ, исполняя роль таможенной и пограничной службы. Происходит ослабление сотрудничества с ГАИ бывших союзных республик, но все более активным становится сотрудничество с коллегами дальнего зарубежья.

В 1992 году публикуется Закон «О дорожных фондах РФСР» определивший финансово- правовые основы содержания и развития автодорог России.

30 июля 1992 года вышел широко известный Указ Президента РФ «О специальных сигналах на автотранспорте».

В этом же году образован Институт Главных государственных автомобильных инспекторов, наделенных всей полнотой прав и ответственности за состояние государственного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, далее же последовало образование новой вертикали управления на федеральном и региональном и местном уровнях. Госавтоинспекция субъектов РФ и ГУ Госавтоинспекции МВД России отныне наделены правами юридического лица, что позволило вести законную экономическую деятельность.

5 апреля 1993 года начала вещание новая радиостанция – “Авторадио”, среди ее учредителей – ГУ ГАИ России.

Активная нормативно-правовая деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения проводилась вплоть до 1996 года.

Введение российских паспортов транспортных средств и свидетельств о регистрации, новых типов водительских удостоверений (пластиковые карточки), новых Правил дорожного движения, регистрационных знаков современного стандарта — все эти мероприятия получили признание у российского и европейского профессионального сообщества.

24 мая 1994 года Постановлением Правительства № 546 была создана Правительственная комиссия РФ по обеспечению безопасности дорожного движения» под руководством О.Н. Сосковца – к работе в этой области стали привлекаться государственные структуры, что повысило авторитет ГАИ.

Комиссия принимала участие в разработке и утверждении федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на 1996-1998 гг.

29 июля 1995 года Постановлением Правительства РФ введены новые “Правила учета дорожно-транспортных происшествий” закрепившие новые современные формы сбора и обработки информации о ДТП.

4 декабря Приказ МВД РФ №456 о создании контрольно-профилактических подразделений Госавтоинспекции. Созданием службы собственной безопасности начата борьба с нарушениями законности в рядах ГАИ.

Финал I Всероссийского конкурса «Лучший инспектор ДПС ГАИ МВД России» демонстрирует высочайший профессиональный уровень сотрудников службы.

В год 60-летия образования Государственной автоинспекции России 400 сотрудников ГАИ по Указу Президента РФ получили правительственные награды.

Учрежден Фонд безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при ДТП «Человек-Автомобиль-Дорога-Экология».

Проводится Международная научно-практическая конференция «Социальные, правовые, технические и экологические проблемы безопасности дорожного движения», начинает выходить Всероссийский ежемесячник «STOP – газета», которая освещает деятельность Госавтоинспекции. Этими и многими другими мероприятиями Госавтоинспекция усиливает работу по пропаганде безопасности дорожного движения, по формированию культуры безопасного поведения участников дорожного движения.

8 июля 1997 года Постановлением Правительства РФ № 831 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдач водительских удостоверений» установлен современный порядок сдачи практики вождения в два этапа – площадка (автодром) – город.

К 1997 году ГАИ России преодолевает кризис начала перестройки и выходит на уровень работы близкий современному. Прогрес в методах руководства влечет за собой прогресс в практической деятельности органов Госавтоинспекции. Это — период кадрового расцвета ГАИ. Происходит также интенсивное развитие научной составляющей в области анализа и комплексных решений в сфере безопасности дорожного движения. Научные степени получают руководители УГИБДД УВД. Начинается проведение международных выставок технических средств обеспечения безопасности дорожного движения – «Интерсигналдортранс», «Дорога». Активно развивается материально-техническая база ГАИ: строятся новые зданий управлений, постов, внедряется новая техника.

В 1997 г. выявлено и пресечено почти 50,7 млн. нарушений правил, нормативов и стандартов в сфере дорожного движения. Количество водителей, привлеченных к ответственности по сравнению с нач. 90-х увеличилось в 2 раза. Успехом стало неуклонное снижение количества ДТП и смертности при ДТП, в частности число погибших детей сократилось на 51,4 %.

Исходя из опыта непростого десятилетия разрабатывается Концепция развития и совершенствования деятельности Государственной автомобильной испекции МВД РФ на период 1998-2005 гг, которая широко обсуждается в обществе.

1998-2003

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://lidernews.com/news/history/istoriya-gosavtoinspektsii-rossii.html
  • http://spectr-pdd.ru/istoricheskaya-statya
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий