Как оплатить претензию поставщику

 

Если контрагент не выполнил взятые на себя обязательства, составляют претензию. Необходимо знать, как правильно вести учет расчетов по претензиям. Как отразить в проводках расчеты по претензиям. Пример и проводки по претензиям поставщику. Проводки при получении претензии от поставщиков и покупателей

Исправление брака

Исправление брака

Если организация получила бракованный товар, она вправе потребовать бесплатно устранить дефект (ст. 475 ГК РФ). Аналогичное правило действует при некачественном исполнении работ (см., например, ст. 723 ГК РФ).

Гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) могут проводить:

  • изготовители продукции (работ, услуг) (п. 6 ст. 5 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1);
  • торговые организации (в т. ч. импортеры) (п. 7 ст. 5 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1).

Гарантийному ремонту (гарантийному обслуживанию) подлежат товары (результаты работ), в отношении которых установлен гарантийный срок. Датой начала гарантийного срока является дата передачи товаров (результатов выполненных работ) покупателю (заказчику). То есть дата оформления товаросопроводительных документов или акта приемки выполненных работ. Такой порядок следует из положений статей 470, 471 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 19 Закона от 7 февраля 1991 г. № 2300-1.

Для учета товаров, возвращенных для исправления брака, к счету 41 (08, 01, 10) можно открыть субсчет «Имущество на гарантийном обслуживании». Унифицированная форма первичного документа, которым стороны могли бы оформить приемку-передачу товаров на гарантийное обслуживание, законодательством не предусмотрена. Поэтому такой документ можно составить в произвольной форме, содержащей все обязательные реквизиты первичной учтенной документации. Это следует из пункта 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

У организаций, которые применяют общий режим налогообложения, такая операция повлияет на расчет налогов так.

Входной НДС по приобретенным материальным ценностям можно будет принять к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Налоговую базу по налогу на прибыль стоимость приобретенных и переданных на гарантийное обслуживание товарно-материальных ценностей не уменьшит.

Это связано с тем, что как при кассовом, так и при методе начисления одним из условий списания стоимости приобретенных товаров на расходы является их реализация (п. 1 ст. 272, п. 3 ст. 273, подп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ). Переданный для исправления брака товар не может быть реализован конечным потребителям, а значит, и списать его стоимость нельзя (ст. 470, 471 ГК РФ).

До списания в производство (эксплуатацию) не удастся учесть при расчете налога на прибыль и переданные контрагенту на исправление брака материалы (п. 2 ст. 272, подп. 1 п. 3 ст. 273, п. 1 ст. 254, подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). А также расходы на приобретение объектов основных средств (амортизационные отчисления), которые не введены в эксплуатацию из-за выявленного дефекта (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273, п. 4 ст. 259 НК РФ).

Аналогичные правила действуют и для расчета единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами (за исключением положений об НДС) (подп. 1, 5, 23 п. 1 ст. , подп. 1, 2, 4 п. 2 ст. НК РФ). Входной налог со стоимости приобретенных ценностей принять к вычету нельзя (п. 2 ст. , п. 2 ст. 171 НК РФ). НДС можно будет включить в расходы в тот же период, что и сами затраты, с приобретением которых он связан (подп. 8 п. 1 ст. , подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

На сумму ЕНВД операция по передаче товара на исправление брака не повлияет (ст. НК РФ).

Самостоятельное устранение дефектов приобретенных товаров отражайте аналогично потерям от внутреннего брака.

Бухгалтерский учет сумм претензий

Для того чтобы отразить претензию на бухгалтерском балансе, нужно, чтобы соблюдалось одно из двух условий:

  • вторая сторона признала претензию обоснованной;
  • претензия не признана, но вместо нее есть судебное решение.

СПРАВКА! Первое условие документально обосновывается письменным ответом участника договора на претензию.

Для учета сумм претензий ПБУ рекомендует использовать субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям».

Образцы и примеры проводок

ПРИМЕР 1. Пусть фирма заказала у поставщика сырье на сумму 10 000 руб. После поступления материалов оказалось, что количества поставленного сырья недостает на сумму 1000 руб. Поставщику была направлена претензия, которую он согласился удовлетворить. Вот как будут выглядеть бухгалтерские проводки этих операций:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками» – оприходование поступивших материалов на сумму 9 000 руб.;
  • дебет 60, кредит 51 «Расчетный счет» – оплата полной суммы заказа согласно платежным документам – 10 000 руб.;
  • дебет 76.2, кредит 60 – претензия на недостачу 1000 руб.;
  • дебет 51, кредит 76.2 – поступление 1000 руб. от поставщика (перекрытие недостачи).

Если бы поставщик не стал высылать средства в возмещение, не признав претензию, эти деньги нужно было бы списать в убытки:

  • дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит 76.2 – списание недостачи в 1000 руб.

Если договором предусмотрена неустойка за нарушение тех или иных условий (сроков, количества поставки и др.), эти суммы также списываются на расходы.

ПРИМЕР 2. Одна сторона договора продала другой партию канцтоваров на сумму 12 000 руб., в которую входит НДС. Фирма-покупатель затянула с оплатой, внеся ее на 10 дней позже. Договором была предусмотрена неустойка за нарушение сроков в размере 0,1% за каждый день. На сумму 1200 руб. (12 000 х 0,1%) покупателю была выставлена претензия. Проводки у фирмы-продавца:

  • дебет 76.2, кредит 91.1 – отражение суммы неустойки в 1200 руб.;
  • дебет 51, кредит 76.2 – внесение 1200 руб. в качестве неустойки покупателем.
Фото 1

Нюансы оформления и подачи претензии

Фиксация нарушений договора и требования относительно них должны быть оформлены документально. Обязательные элементы претензии:

  • названия обеих организаций – подающей стороны и «ответчицы»;
  • адреса и реквизиты обоих юрлиц;
  • изложение конкретных требований;
  • сумма претензии с обоснованием ее исчисления;
  • банковский счет, на который должны быть перечислены деньги по претензии;
  • ссылки на нарушенные пункты договора;
  • номера и наименования подтверждающих документов (с приложением их копий).

Подать претензию лучше всего с вручением под личную подпись либо заказным почтовым отправлением.

С какого дня исчислять срок для предъявления претензии?

Соблюдайте сроки подачи: для каждого конкретного случая они предусмотрены в соответствующих федеральных законах, по общему правилу, не должны превышать месяца со дня выявления несоответствия договору. Такой же срок есть у оппонента для реакции на претензионное письмо.

ВАЖНО! При получении отказа или отсутствии ответа на претензию более 30 дней можно с полным правом обращаться в арбитражный суд.

Целесообразность претензионного порядка

Для защиты законных интересов стороны всегда могут обратиться в суд. Но, как правило, более эффективным способом урегулирования конфликта является попытка досудебного решения вопроса. Одной из форм такого урегулирования является предъявление претензии – прямого указания другой стороне на несоблюдение ею тех или иных пунктов договора, а именно:

  • ошибочное или некорректное действие;
  • бездействие;
  • просрочки и т.п.

Помимо фиксации подобных фактов, в претензии предъявитель выражает требование исправить отмеченные нарушения.

Вопрос: Как исчислять срок исковой давности: с момента вручения претензии подрядчику или с момента вручения заявления о недостатках работ?
Посмотреть решение суда

Плюсы подачи претензии:

  • это наиболее экономичный из всех способов разрешения конфликта;
  • занимает значительно меньше времени, по сравнению с судебными разбирательствами;
  • в большинстве случаев является необходимым этапом перед судебной тяжбой;
  • во многих случаях может вообще предотвратить подачу иска;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Подача претензии до обращения в суд является обязательной, если это прописано в нормативных актах организации, а также в договоре, пункты которого были нарушены. В противном случае суд вернет заявление из-за нарушения досудебной процедуры. Если же пункта о претензиях в договоре не было, можно при желании опустить претензионные операции и сразу искать правды в суде.

Признание претензии

Признание претензии

Законодательством или договором могут быть предусмотрены, например, такие виды санкций за нарушение обязательств: неустойка (штрафы, пени), проценты за задержку уплаты и т. д. Это следует из статей 329 и 395 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, организация может потребовать, чтобы виновник возместил убытки, связанные с нарушением договорных обязательств, в том числе упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ). Например, если договор купли-продажи расторгнут по вине продавца, покупатель вправе применить нормы статьи 524 Гражданского кодекса РФ. А именно потребовать, чтобы контрагент возместил ему убытки, возникшие из-за необходимости приобретать товар у другого продавца по более высокой цене. Если новый контракт заключен в разумные сроки и по разумной цене, несостоявшийся продавец должен компенсировать покупателю разницу между стоимостью товара по условиям расторгнутого и нового договора.

Как отразить в бухучете и при налогообложении выставленные организацией и признанные должником суммы неустойки (штрафа, пеней), см. Как учесть получение законных процентов, неустойки и процентов за просрочку исполнения обязательств. Аналогично отразите и возмещение контрагентом убытков.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении получения неустойки от контрагента за нарушение условий договора. Организация применяет общую систему налогообложения

В феврале ООО «Торговая фирма "Гермес"» поставило ООО «Альфа» товары стоимостью 120 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 305 руб.). Срок их оплаты по договору – 21 февраля.

При несвоевременной оплате поставленных товаров покупатель, согласно условиям договора, должен выплатить неустойку. Размер неустойки – 0,1 процента от суммы задолженности по оплате товаров за каждый день просрочки.

Оплату за поставленные товары «Альфа» перечислила «Гермесу» только 24 марта. 25 марта «Гермес» выставил в адрес «Альфы» претензию на уплату неустойки за несвоевременный расчет по договору (просрочка составила 31 день).

Сумма неустойки за просрочку оплаты товара составила:
120 000 руб. × 0,1% × 31 дн. = 3720 руб.

«Альфа» признала претензию «Гермеса» и выплатила неустойку.

В учете «Гермеса» бухгалтер сделал записи:

Дебет 76-2 Кредит 91-1
– 3720 руб.начислена неустойка за нарушение срока оплаты товара;

Дебет 51 Кредит 76-2
– 3720 руб. – получена неустойка.

Налог на прибыль «Гермес» платит ежемесячно, применяет метод начисления. Сумму неустойки (3720 руб.) бухгалтер включил в состав внереализационных доходов организации.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://nalogobzor.info/publ/uchet_raschetov_s_kontragentami/somnitelnaja_zadolzhennost/kak_oformit_i_otrazit_v_uchete_predjavlenie_pretenzii/68-1-0-2552
  • https://assistentus.ru/buhuchet/raschetov-po-pretenziyam/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий