Содержание
Нужно ли ОСГОП на личный автобус?
В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.
Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:
3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Нужно отметить, что закон "Об ОСГОП" предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может "поставить крест" на его бизнесе по перевозкам.
Какая может быть страховая защита?
Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
Договором страхования покрываются следующие риски:
- причинение вреда жизни;
- причинение вреда здоровью;
- причинение вреда имуществу.
Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:
- за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
- за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
- за причинение вреда имуществу потерпевшего ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.
При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.
Исключения из страхового покрытия:
- воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
- последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
- гражданская война, народные волнения или забастовки*;
- наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.
* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.
Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.
Общий размер страховой премии по договору страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок.
Срок действия договора страхования - не менее года, за исключением перевозок на внутреннем водном транспорте, где срок страхования должен быть не менее периода навигации.
Возможна оплата страховой премии в рассрочку.
Страховая премия
При осуществлении обязательного страхования ответственности перевозчика устанавливаются следующие размеры годовых страховых премий на единицу транспортного средства (в месячных расчетных показателях):
Размер страховой премии по обязательному страхованию ответственности перевозчика, осуществляющего железнодорожные перевозки, составляет 0,2 процента от суммы дохода реализуемых услуг по перевозке пассажиров и их имущества, полученного (подлежащего получению) перевозчиком, по территории Республики Казахстан в течение периода действия договора страхования ответственности перевозчика, уплачивается в виде ежемесячных взносов от дохода, полученного (подлежащего получению) за месяц.
Зачем нужен страховой полис?
В силу Федерального закона №67-ФЗ от «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» страхование ответственности является обязательным для перевозчиков пассажиров любыми видами общественного транспорта (исключением являются перевозки на легковом такси и метрополитене), а именно:
- автобусами;
- троллейбусами;
- трамваями;
- железнодорожным транспортом;
- морским и речным транспортом;
- авиационным транспортом.
Обязанность по страхованию ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке считается исполненной, если имущественные интересы перевозчика при осуществлении международных перевозок или владельца судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении перевозок между морскими портами РФ (каботаж) и международных перевозок, застрахованы в соответствии с международными договорами РФ или в добровольном порядке (в том числе, в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами РФ) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем предписано Законом №67-ФЗ).
За отсутствие договора страхования предполагается наложение штрафов и запретов для перевозчиков:
- для организаций - штраф от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
- для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
- полностью запрещается осуществление перевозок пассажиров без наличия договора страхования;
- перевозчик, не исполнивший свою обязанность по страхованию, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно было быть выплачено страховое возмещение по Закону №67-ФЗ;
- кроме того, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком, из-за того, что он не выполнил возложенную на него обязанность по страхованию, взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации.
Размер выплат по страховке ОСГОП
Рассмотрим статью 8 Федерального закона:
2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.
Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.
Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.
Калькулятор страховой премии
Добавить ТС
Наземный Автомобиль Места 1 — 4 Количество Показать ТарифИтого
Страховые выплаты
Предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю (страховая сумма) составляет (в месячных расчетных показателях):
По морским и воздушным перевозкам:
- за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего и повлекший: гибель — 2 000 МРП; установление инвалидности: I группа — 1 600 МРП; II группа — 1 200 МРП; III группа — 800 МРП;
- увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности — в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 200 МРП. При этом размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 1,5 МРП;
- за вред, причиненный имуществу каждого потерпевшего, — в размере причиненного вреда, но не более 250 МРП;
По железнодорожным, внутренним водным и автомобильным перевозкам:
- за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего и повлекший: гибель — 1000 МРП; установление инвалидности: I группа — 800 МРП; II группа — 600 МРП; III группа — 400 МРП;
- увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности — в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 200 МРП. При этом размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 1,5 МРП;
- за вред, причиненный имуществу каждого потерпевшего, — в размере причиненного вреда, но не более 250 МРП.
Как работает страховая защита?
Если по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров произойдет страховой случай:
- операторы круглосуточного пульта 8 900 555-11-55 подскажут, что делать;
- эксперты Компании дадут консультации по сбору необходимых документов.
Страховая компания осуществит выплату страхового возмещения в строгом соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ от «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» и с договором страхования.
В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?
Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, - это Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
Статья 1 закона говорит о следующем:
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также - обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.
3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Из данной статьи можно сделать 2 вывода:
- На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
- Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.
Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона "Об ОСГОП":
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) перевозка пассажира - услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также - перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;
...
3) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);
Обратимся к Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". В статье 2 этого закона расшифровывается понятие "перевозчик":
13) перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:
- при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
- при перевозках по договору фрахтования;
- при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.
На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:
- являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
- работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://pddmaster.ru/rabota/osgop.html
- https://www.soglasie.ru/firm/transport/strakhovanie-otvetstvennosti-perevozchikov-passazhirov/
- https://vic.kz/%d0%b3%d0%bf%d0%be-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b7%d1%87%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b4-%d0%bf%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b0%d0%b6%d0%b8%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b8/